Американский колониальный стиль

Культурное наследие Соединенных Штатов, доставшееся им от колониальных времен. свидетельствует о сложном развитии различных тенденций в их архитектуре.

Некоторые исследователи полагают, что колониальная Америка выглядела однообразно: везде, мол, господствовал один и тот же стиль. Но это не так: архитектуру Нового Света определяли вкусы и пристрастия иммигрантов, прибывших сюда из разных стран Европы. Сооружая дома и обустраивая интерьеры, англичане, скандинавы, французы придерживались своих национальных традиций. Многое, конечно, видоизменялось. Во-первых, в Америке были бескрайние нетронутые леса. Отсюда - изобилие древесины, что тут же сказалось на архитектурном облике жилищ. Во-вторых, непривычный климат столь огромной страны был чрезвычайно разнообразен. В результате стали развиваться сразу несколько стилей, каждый из которых вполне можно назвать колониальным. Так, для архитектуры юго-западных территорий североамериканского континента, где владычествовали испанцы, характерны элементы европейского Ренессанса и барокко. Тем не менее так уж сложилось, что понятие «колониальный стиль» связывают в первую очередь с архитектурой северо-восточного побережья Штатов, т. е. Новой Англии Постройки первых поселенцев этих земель были по сути те же деревянные срубы, что стояли в Англии и на севере Европейского континента со времен Средневековья. Их слегка модифицировали под суровые условия: дубовые срубы и дощатая обшивка «в накат», а также теплоизоляция из штукатурки, смешанной с плетенкой из прутьев, и побеленные стены и потолки. Роль цвета и декоративного убранства сводилась к минимуму - главное, чтобы жилище было надежным. Однако к началу XVIII века народ обжился на новом месте и стая обращать внимание на архитектурные формы, орнамент и цвет. Быт первых пионеров уходил в прошлое. На смену чисто религиозным общинам пришли социальные группы, объединенные верой в дальнейший рост своего материального благополучия.

С точки зрения архитектуры колониальный стиль Новой Англии был, примерно с 1700 года и до Американской революции, в сущности, георгианским. И немудрено: ведь здешние иммигранты, прибывшие из Великобритании, придерживались английских традиций. Поначалу они строили дома простых конструкций - прямоугольные в плане, обшитые досками «в накат», с симметрично прорезанными окнами и коньковыми крышами. Однако по мере того как кто-то богател, а кто-то разорялся, архитектура Новой Англии становилась разнообразной - в зависимости от достатка домовладельцев.

Богатые люди предпочитали классицизм: портики с фронтонами и колоннами, балюстрады и мансардные окна. В интерьерах модны были крашеные стенные панели из мягких пород дерева с прямоугольными, в классицистическом стиле, обломами. Это в основном было характерно для оформления главных залов и приемных комнат. Панели, особо ценимые за эстетические качества, а также как теплоизоляционный материал, иногда делали во всю стену, до потолка, особенно на той стене, где находился камин, или до уровня цоколя. В богатых особняках их часто украшали пилястры и карнизы в духе классицизма.

Утонченность архитектурных решений сказывалась и на меблировке. Во второй половине XVIII века изящную георгианскую мебель не только импортировали из Англии, но и изготовляли на месте. Особенно славились краснодеревщики Бостона. То же самое касалось дорогих узорчатых драпировок и обоев. Поначалу их закупали в Англии и Франции, но к концу столетия стали производить в американских городах, в частности в Филадельфии.

В архитектуре и декоративном убранстве домов колониальной Америки импортные материалы играли важную роль. Однако к концу XVIII столетия и особенно в первые годы после образования Соединенных Штатов наметилась тенденция к собственному производству строительных материалов, деталей, тканей и т.д. Более того, охваченные революционным духом граждане молодого независимого государства не хотели лишних напоминаний о бывших правителях Америки и желали, чтобы в архитектуре и оформлении интерьеров господствовал собственный, американский, а не английский, стиль. Эту важную миссию возложили на цвет. Те же стенные панели во внутренних помещениях или наружные стены, обшитые досками «в накат», - и там и там цвет в Америке гораздо разнообразнее, чем в Англии, тем более что английские дома строились в основном из кирпича, который, в отличие от дерева, вообще не красят.

На следующих страницах мы расскажем, в том числе и о тех трудностях, с которыми столкнулись реставраторы колониальных домов. Иногда очень сложно было восстановить первоначальную цветовую гамму старинных построек, особенно в начале XX века, когда еще не был создан специальный метод химического анализа красок, который учитывает влияние солнечного света на летучие пигменты. Но сам факт, что цвет играл важнейшую роль в формировании колониального стиля и даже отражал стремление американцев обрести независимость, сомнению никогда не подвергался.